27.11.2013

Размышления о Google, Facebook и прочих

Наконец-то собрал в единое место мысли о трендах в интернете.

Очередное решение Google - закрытие возможностей оставлять комментарии на ютьюбе каким-либо иным образом, кроме как из-под аккаунта в Google+ - вполне вписывается в нынешнюю концепцию Google продвигать социальный аспект своих сервисов.


Google


Вообще, если посмотреть назад, то Google вырос на построении сервисов для персонального использования - поиска, почты, документов, календаря, телефон, наконец. Тех сервисов, что каждый использует для себя, выдавая информацию из них дозированно, жестко контролируя, и строго определенному кругу лиц. Сам же Google тихонько копался в этой информации, собирая статистику о пользователях и тихонько, ненавязчиво показывая определенным целевым группам рекламу. Вполне себе взаимовыгодное сотрудничество между пользователями, Google и рекламодателями: пользователи бесплатно получали удобные и мощные сервисы, Google - статистику и возможности производить выборку, рекламодатели - возможность показывать рекламу специализированным группам пользователей.


Facebook


Все это было отлично до того момента, пока на горизонте не замаячил Facebook. Ну как замаячил… Маячил-то он довольно долго, а тут - бац! - вроде уже и рядом где-то. И пользователей у него куча, и народ гораздо больше времени проводит там, и рекламодатели уже благосклонно посматривают в его сторону.


Модель Facebook нарисовалась иная. Для хранения личной информации Facebook не подходит. В самом деле, многие ли полезут туда для того, чтобы выложить текст под замок, да с доступом только для пары-тройки человек? Емэйл для такого есть. Facebook нужен для того, чтобы пользователи делились своей информацией со всем миром.


Информации же Facebook надо много, чем больше - тем лучше. Нужна она ровно для тех же целей, что и для Google - собирать статистику да продавать рекламу. Но набирает Facebook ее иным образом, заставляя пользователей делиться этой информацией со всем миром через Facebook. Как? Двумя способами - цепной реакцией и сокращением настроек приватности.


Цепная реакция - это когда пользователи видят, как все больше и больше друзей делятся, скажем, фотографиями манной каши, перед тем, как съесть ее на завтрак. В результате постепенно появляется понимание, что выкладывать фотографии манной каши - это не просто нормально, а даже более того, желательно. И все больше и больше людей начинают выкладывать свои фотографии манной каши.


Сокращения настроек приватности происходит постепенно. Приходит огромное новостное письмо из Facebook, которое читает процента полтора пользователей - и посты по умолчанию становятся уже публичными. Еще одно - и нельзя уже скрыть себя из результатов поиска по Facebook. На письма народ внимания обращает мало, а то, что друзья стали рассказывать о себе еще больше, замечает, и тут снова начинает работать цепная реакция.


Я подозреваю, что эта модель - результат эволюции Facebook, а не хитрый план Цукерберга. В начале идея Facebook наверняка была действительно объеденить людей, стать местом встречи однокурсников, и как на этом зарабатывать деньги, Цукерберг вряд ли изначально представлял.


Google: ответ


Google, видя все это безобразие, решил, что будущее - за социальными сетями, и начал активно пытаться двигаться в этом направлении. Пробным шаром был Buzz, к моему личному сожалению, не взлетевший. Дальше - Google+, который взлететь должен был несмотря ни на что. Но проблема остается в том, что нишу социального общения друзей-одноклассников-коллег уже занял Facebook, нишу быстрых новостей - Twitter, а нишу фотографий - Instagram.


Ничего особенно нового Google не придумал, но решил по-быстрому перевести огромную базу активных пользователей своих сервисов на свою новую социальную платформу. Ход, конечно, мощный, но проблема в том, что народ изначально подписывался на закрытые приватные сервисы, а накормить их предстоит площадкой для эксгибиционизма. Впрочем, кого волнуют проблемы индейцев? В итоге - и решение о комментировании на ютьюбе только с аккаунтов в Google+, и интеграция устройств на андроиде с теми же аккаунтами.


Забавная мысль, которая мне приходит в голову (и я сильно надеюсь, что она так и останется забавной мыслью) - следующим логичным шагом будет замена почты на посты на своей стене, в который вместо адресата письма пользователь будет указывать круг лиц с доступом к этим постам.


Заключение


Печальная вроде как картина вырисовывается. Будущее в прозрачных стенах, что ты делал в 22:17 вчерашнего вечера, вне зависимости от твоего желания на твоей стене в Facebook или Google+ сможет прочитать любой, “Дом-2” царит в сознаниях.


Но есть одно “но” - последние новости. Выясняется, что умами нынешних подростков (и, соотвественно, целевой аудитории рекламодателей лет через пять) владеет уже не Facebook, а новые сервисы типа Instagram, WhatsApp и Snapchat.


Отсюда можно попробовать сделать пару выводов.


Во-первых, можно предположить, что следующими технологиями в тренде будут не стеклянные стены Facebook'а, а технологии контролируемого общения типа WhatsApp и Snapchat. Так что, возможно, Google торопится, стараясь переставить все на социальные лыжи.


А во-вторых, развитие технологий, вероятно, не связано с движением от личной жизни к публичной (без учета информации о NSA от Сноудена). Новые технологии становятся популярными не потому, что они делают жизнь пользователя видимой, а просто потому, что они… новые. А колебания между личной и публичной жизнью - сезонные.


Сноуден, кстати, может помочь качнуть маятник сильно обратно.

Ну и финальный вопрос, уже чисто для русскоязычной аудитории: увидим ли мы битву-реплику Яндекса с VK на просторах Рунета?

Комментариев нет:

Отправить комментарий